z
|
Мифы о свадебной фотографии или самое важное при выборе свадебного фотографа 5 ошибок, которые не позволят вам сделать удачный портрет (никогда!!!) Некоторые секреты съемки детских праздников HDR - заморочки. Баловство или новый вид фотографии Качество света в фотографии
|
КАЧЕСТВО СВЕТА В ФОТОГРАФИИ Если бы яркость света была единственным фактором, имеющим решающее значение в фотографии, то наилучшим способом освещения было бы прямое освещение вспышкой. Однако своеобразие и привлекательность изображений достигаются не количеством, а качеством света, причем характеристики этого фактора бесконечно разнообразны. Оператор, работающий на натуре, может начать рабочий день в пять часов утра, сделать четырехчасовой перерыв на обед и возобновить съемки до захода солнца. Для съемки одного сюжета ему, возможно, придется дожидаться послеполуденной облачности; для съемки другого - первых лучей летнего солнца. В большинстве случаев фотографировать приходится при существующем освещении в ограниченные периоды времени и в пределах нормального рабочего дня. Поэтому имеет смысл рассмотреть типы освещения, с которыми мы сталкиваемся в течение суток. РАССВЕТ Первый свет, даже летом, появляется после наиболее холодного периода ночи. На листве выпадает роса, на стекле и металле конденсируется влага. В холодную погоду все вокруг покрывается легким инеем или сильной изморозью. На рассвете и при восходе солнца свет быстро меняется. Перед самым восходом свет имеет голубой оттенок, но если небо ясное, возможен эффект красного заката. При часто встречающемся сочетании легкостелющегося тумана с высокими перистыми или слоистыми облаками наблюдается переход от направленного снизу вверх солнечного света к более рассеянному общему освещению, размывающему тени. На морозе этот эффект проявляется сильнее. Освещение на рассвете идеально для фотографирования открытых пейзажей, городских крыш и церквей (поскольку они ориентированы на восток, к восходу солнца). Туман часто стелется в низинах у водоемов, а долинные ландшафты, наблюдаемые с высокой точки в восточном, северо-восточном или юго-восточном направлении, могут выглядеть очень эффектно. Автомобили, потребительские товары из металла и любые другие предметы с блестящей, глянцевитой поверхностью можно фотографировать на рассвете на западном берегу озера или широкой реки или на восточной окраине деревни. Освещение от неба при этом оптимально выявляет блеск УТРО
В течение первых двух часов после восхода
солнца свет быстро меняется. Солнце может рассеять дымку или туман (в теплые
месяцы) или создать их (вследствие испарения инея в холодные месяцы). В конце
лета прозрачность воздуха, пожалуй,
наибольшая
в утренние часы.
Слабые испарения
от влажных дорог, рек и водоемов
могут быть очень эффектны.
Если ночью шел дождь, то утром в лучах света заблестят влажные
растения и улицы, которые обычно тусклы и непривлекательны. Воздушная
перспектива обнаруживается дымкой. Детали могут быть еще достаточно ясно видны,
но с увеличением расстояния пейзаж становится все светлее и размывается. Это
одна из возможностей передачи третьего измерения в двумерной фотографии и
видеосъемке.В такое время суток цвет (цветовая температура) света меняется от
яркого теплого желтого с золотым оттенком до тепловатого нейтрального. На
фотоснимке, сделанном в утренние часы, кожа человека кажется очень гладкой. Это
объясняется тем, что ночью кожа стягивается, и утром лицо выглядит более свежим.
Небо редко бывает очень густого синего цвета до второй половины дня, а это
значит, что тени не имеют легкой голубой окраски, какая бывает при освещении
«под открытым небом».Утренний свет уже спустя час после восхода солнца обычно
считается идеальным для фотосъемки. ПОЛДЕНЬ
Продолжительность
подходящего освещения зависит от времени года и широты местности. На крайнем
севере, где солнце никогда не заходит, но и не поднимается высоко над
горизонтом, такое освещение бывает весь день и большую
часть ночи. На умеренных широтах (45°) хорошее освещение сохраняется в течение
нескольких часов, но при этом положение солнца меняется. Зимой солнце может
находиться низко весь день и в течение четырех часов в середине дня давать
наибольшую яркость. Летом тоже существуют четыре «идеальных» часа
- два часа утром и два часа после полудня с «мертвым»
периодом между ними.
ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ И ВЕЧЕР
Поскольку воздух вбирает
влагу от земли или воды при нагревании в течение дня, во второй половине дня
происходят изменения цвета (спектрального состава) света, не всегда наблюдаемые
утром. Теплый воздух удерживает больше влаги. По мере охлаждения, при движении
солнца к закату воздух больше не в состоянии удерживать влагу. Она
конденсируется в форме невидимых капелек столь малых размеров, что они остаются
во взвешенном состоянии. Когда происходит резкое понижение температуры,
образуется туман, в особенности над морем. ЗАКАТ И СУМЕРКИ
Закаты — специфический вид
освещения при низком положении солнца, когда атмосфера преломляет и отражает
коротковолновое излучение (синее) и пропускает длинноволновое излучение
(красное). Дымка, которая днем поглощала часть красных лучей, но рассеивала и
оставляла синие, теперь рассеивает очень малую часть синего излучения и
пропускает сравнительно интенсивное красное излучение. Верхняя часть неба,
освещаемая под другим углом, остается синей. В результате можно наблюдать и
плавные переходы тонов, и эффектные сочетания цветов. ЛУННЫЙ СВЕТ Чтобы добиться на фотоснимке эффекта лунного освещения, применяют голубые светофильтры в сочетании с недодержкой. Это соответствует нашему зрительному восприятию лунного света, который мы считаем голубым и темным. На цветном фотоснимке, полученном при лунном освещении с полной расчетной экспозицией, можно увидеть такие же краски и тона, как на фотоснимке, сделанном при дневном свете. Лунный свет — это просто отраженный солнечный свет, а голубой оттенок лишь продукт зрительного восприятия, а не объективное качество света. Требуемое время экспонирования составляет примерно от 20 мин до нескольких часов при съемке неподвижных объектов. За это время Луна значительно переместится. Ее нельзя включать в композицию кадра, если время экспозиции превышает 1 мин, а если объектом съемки является сама Луна, необходимо выбрать достаточно малую выдержку. Движущийся источник света создает совершенно новый эффект, для которого характерны размытые тени, как будто в небе подвешена огромная люминесцентная трубка. Поскольку время экспонирования очень велико, его ограничение с целью влияния на конечный результат невозможно, за исключением случаев, когда для съемок используется несколько ночей подряд или несколько камер. По рассмотренным причинам лишь немногие фотографы увлекаются съемками при лунном освещении. НОЧЬ Безлунная ночь почти лишена освещения, поэтому фотографирование практически не имеет смысла, а телевизионная съемка и киносъемка невозможны. ДРУГИЕ УСЛОВИЯ Мы рассмотрели эффекты, создаваемые туманом или дымкой, но еще большее влияние на освещение предметов оказывают окружающие условия. Отражающее окружение — светлый песок, снег, побеленные стены, море или светлые скалы — ослабляет контрасты и глубину теней. Если отражающие поверхности имеют окраску (например, строения бледно-розового цвета), появляется оттенок. Некоторые наиболее привлекательные условия освещения достигаются в тех случаях, когда прямой солнечный свет падает на стену светлого цвета, а объект съемки расположен в тени и освещается отраженным светом. Темное окружение поглощает свет. Оно усиливает контрасты и увеличивает глубину теней.
|
Булулуков Владимир Евгеньевич г. Самара, 40 лет фотохудожник со стажем моб. 8(927)7336798 E-mail: bolder@bk.ru |
Copyright © 2011 Булулуковым Владимиром для себя. Все права защищены |